art_aka_primus (art_aka_primus) wrote,
art_aka_primus
art_aka_primus

Category:

"Вёдра с гайками" советского автопрома? Или...?

Оригинал взят у pravdoiskatel77 в "Вёдра с гайками" советского автопрома? Или...?
Оригинал взят у grozny_ivan в "Вёдра с гайками" советского автопрома? Или...? Part 1.
Отсебятина: интересная статья в двух частях, с хорошей подборкой фактов по автопрому СССР. Для дополнения формирования целостной картины мира - самое то... Спасибо автору за труд и потраченное время.
Много фот.
Взято ОТСЮДА



"Вёдра с гайками" советского автопрома? Или...?

Итак, начну издалека. Где-то в 16 лет я, так же как и 99% наших соотечественников, считал советский автопром говном. Я так же поносил абсолютно все творения советских инженеров, тупо повторяя за старшими, что "все советкие автомобили сделаны, чтобы с ними е*аться". Как же я заблуждался...

В те же 16 я познакомился с прекрасным человеком, моим другом, Иваном Заяцем. Не буду вдаваться в подробности, но данный персонаж обладает поистине энциклопелическими знаниями в области советского автопрома (а он мой одногодок). Я начал лично ковыряться в советской классике и понял, что не так и дурны советские автомобили. А по ездовым качествам они уж точно не уступают зарубежным аналогам соответствующего времени.

Возьмём несколько конкретных примеров автомобилей, и то, как на них реагируют наши соотечественники.

1) ВАЗ 2106. Или как все пренебрежительно её называют, Шоха.

Реакция публики:"Сыпучее вазовское говно, которое нормам безопасности никогда и не отвечало".



Глядя на внешность, я даже с ними соглашусь. Но так было далеко не всегда.



Настоящая экспортная Дойче Лада. Полное хромирование, заводское литьё... Ну разве не красиво?

А вот и камешек... даже огромный булыжник в сторону тех, кто считает ВАЗ 2106 небезопасным авто.



Ну, собственно, сейчас так и есть, а в 70-х...



Знаменитая "канадка". Её так называли, потому что она проходила по американским нормам безопасности и распространялась на территории Канады (отсюда и канадка), а затем и США. И даже немного превосходила иностранных аналогов, так как недеформируемый удар у такой шестёрки был на скоростях до 16км/ч, а не до 10. Такой автомобиль весил полторы тонны (вместо 990 кг). У этого авто нет НИ ОДНОЙ кузовной детали, которая была бы взята с простой 2106, кроме, пожалуй, капота и крышки багажника.

2) Её величество Победа ГАЗ М20.



В глазах соотечтсевенников: "Дедушкина параша, которая не тормозит и которая не безопасная".

А теперь по порядку...



Кабриолет победа - первый в мире безрамный кабриолет (победа - не рамная, прошу заметить, понтоны и рама - это 2 разные вещи!).



ГАЗ М72 - первый в мире полноприводный безрамный автомобиль. Да, у него неразрезные мосты спереди и сзади от ГАЗ 52, но кузов то всё равно безрамный! Так же, это может считаться первым в мире СУВом.



ГАЗ М20 - первый в мире СЕРИЙНЫЙ автомобиль, с кузовом, который продувался в аэродинамической трубе.

А теперь к вопросу безопасности и торможения. В те времена, когда автомобиль разрабатывался (напомню, выпуск начался в июне 1946 года), то современных скоростей не было. И требования к тормозам были несколько иные. А о безопасности в то время впрниципе не думали. Поэтому там нет ремней безопасности (как и в американских авто тех же лет). Они, напомню, появились всерийном использовании только в 50-х, когда Вольво на основе разработок Луи Рено разработала 3-точечную конструкцию ремней безопасности.



Как видите, кузов легко унифицировался даже до таких вот аэросаней. Кстати, штука была серийной.

3) Семейство Москвич 408-2140.



Ну, тут даже говорить нечего, раз в ходу до сих пор шутка "купил Москвич - потерял девственность" и ещё куча других. А значит спортивные победы, которых у этого семейства свыше 500, все забыли? И притом я учитываю не только всесоюзные соревнования, но и общемировые "Ралли Тур Европы", "Ралли Акрополис", "Ралли Монте-Карло", "Ралли Лондон-Сидней", где Москвич если и не выходил абсолютным победителем, толибо становился лидером в своём классе, либо просто показывал весьма достойное время, не вяжущееся с тем образом, коим наградили его на родине.



Многие подумают, что я сейчас слукаваил, сказав о гонках. Типа раз автомобиль был в гонках, то его готовили по-особенному... Чёртас два! У советских гонщиков (а у них не было финансирования!) еле-еле хватало денег на дополниельные фары производства Cibie или Hella, о серьёзных доработках и речи быть не могло (если того, конечно, не требовал регламент соревнований). Всё, что делалось с автомобилем, уместитсяв одну строчку: дополнительные фары, багажник на крышу, дополнительные приборы для штурмана, спотивный руль (тогда в моде был Momo) и каркас безопасности. По-моему, немного.

Надо бы уже спать ложиться, но расскажу ещё об одной машине.

4) Старт.



Мало того, что автомобиль был полностью с нуля разработан студентами "какого-то там" института (если будет интересно, точно узнаю и напишу), полностью ими собран и даже запущен в производство! Но тот факт, что это ПЕРВЫЙ В МИРЕ микроавтобус, выполненный из стеклопластика, думаю вас удивит.


В СССР способов добычи валюты было 2: нефть и автомобили. Нефти хватало на всех. А вот автопромышленность у нас не была развита на максимальную производительность. Смотрите, Москвичей за весь период производства (а это без малого 56 лет, с 1945 по 2001 годы) было выпущено только 5 миллионов. Чуть лучше обстояли дела с Волгами. И только Жигули выпускались многомиллионными тиражами. Именно поэтому основной задачей была отправка автомобилей на экспорт. Объясню как проходил отбор.

1) На стадии сварки кузова (первый контроль качества) выявлялись кузовные косяки. Если они были незначительными, они устранялись. Если были серьёзными - автомобиль автоматически становился "для внутреннего рынка" (у таких автомобилей даже был сопроводительный лист с абревиатурой ВР). Далее пути автомобилей расходятся. На экспорт будет под буковкой А, для внутреннего рынка - буковкой Б.



2) Стадия окраски кузова
а) Экспортники красились максимально хорошо. Для них даже зачастую использовались дорогие зарубежные автоэмали, как то BASF, Dupont.
б) Наши красили так же качественно, но уже красками попроще советского производства.





3) Стадия прокладки проводки и установки агрегатов.

а) Проводку проложили. Моторы ставились самые хорошо собранные. Если вдруг оказывалось, что мотор плохой, то автомобиль сразу попадал в группу Б (нет, не раллийную :D).
б) Моторы похуже автоматически устанавливались в кузова похуже. Но тут была несостыковочка. Если хороших моторов было больше или меньше, чем хороших кузовов, то было 2 варианта: либо кому-то из соотечественников повезло бы чуть больше остальных, либо послать автомобиль на экспорт "а вдруг проканает". Такие авто вбольшинстве своём становились потом "реэкспортными". Дилеры отправляли их обратно из-за каких-либо дефектов. Но доля реэкспорта крайне мала, поэтому затрагивать тему того, что мы и хлам поставляли на экспорт не вижу смысла.





4) Сборка салона одинакова что там, что там. Могли различаться только количеством опций.

5) Во время движения по конвееру (особенно этим болел Москвич, у остальных это случалось 1-2 машины на 1000) автомобили падали с конвеера. Автомобили в спешном порядке восстанавливали и уже реализовывали на территории СССР.





6) Нередки случаи, когда нв внутренний рынокпоставлялись автомобили, специально собранные из дефектных деталей. Это происходило, когда склад с дефектными запчастями переполнялся. По инструкции они подлежали переработке, но...

7) Во время обкатки...



а)... так же делался большой упор на то, чтобы выявить все косяки автомобиля и исправить их (притом качественно).

б) ... А её вообще не было :)

Причём в зависимости от завода количество экпортных автомобилей было абсолютно разным. У ВАЗа это было около 80%, у ГАЗа - 60%, у КамАЗа - 91%. Самый низкий показатель был у Москвича - 51%. Просто там работало больше всего алкоголиков.





Именно поэтому битва за каждый экспортный авто была не на жизнь, а на смерть!





Конечно же, это была скорее вводная лекция, её надо было дать вначале, но я считаю, что даже неплохо, что она появилась не сразу.

1) ГАЗ М20 Победа.

Победа первого выпуска. К сожалению, из-за того, что их выпустили окло 100 штук, сейчас в мире не сохранилось ни одной....



Победа второго выпуска. За радиаторную решётку её прозвали "тельняшкой".

Третий выпуск. Основное отличие - иная радиаторная решётка. Отличий было намного больше, но не буду вдаваться в подробности :)

Кстати, Победа - первый в мире серийный автомобиль с аэродинамически продуманным кузовом.

Победа кабриолет. Первый в мире безрамный кабриолет. Знаете почему? Толщина металла позволяла срезать крышу :) Кузов настолько жёсткий, что отсутствие крыши нисколько не сказалось на жёсткости, наоборот, с этим кузовом автомобиль охотней разгоняется, так как потерял окло 80 кило :)

ГАЗ М20 Победа "Спорт".

Изначально автомобиль создавался для побития мирового рекорда скорости на суше. Расчётная скорость по ожиданиям инженеров должна была составлять чуть больше 400км/ч. Собственно эту скорость и пытались побить. Побили, но результат не был официально зафиксирован. К сожалению...

ГАЗ М72. Кузов от победы, поставленный на мосты от ГАЗ-52. Первый в Мире SUV. Первый в Мире безрамный джип.

А теперь... ТАРААААМ!


ГАЗ М20Г. Оснащалась 6-цилиндровым мотором от ГАЗ-12 ЗИМ. Первая советская догонялка. (напомню, у простых побед 4-цилиндровый мотор).

2) ГАЗ-21 Волга.

Первая Волга, положившая начало культу Волг в СССР.




Первый выпуск. Отличительная черта - Звезда на радиаторной решётке и олень на капоте. Самая редкая 21 Волга. Цена нереставрированного экземпляра в идеале доходит до полутора Миллионов Евро. Не верите, спросите Дмитрия Октябрьского, почём он покупал "звезду" в транспортировочной упаковке.

Кстати, на Гербе Нижнего Новгорода изображён олень, а значок ГАЗа рисовался именно с герба Нижнего. так и появился олень на капоте :)


Второй выпуск. Отличичается крупноячеистой решёткой и оленем на капоте. Правда, с 1961 года Оленя убрали.



Третий выпуск. Отличается отсутствием оленя и мелкоячеистой решёткой. На фото - ралли Монте-Карло. Первого места не заняли, но были достаточно высоко. И то, по одной простой причине. Волга сликшком большой авто для столь извилистых трасс.



ГАЗ 22 - универсал 21-й Волги. Использовался в качестве санитарки.


ГАз 21ТС. Волга, сделанная для такси. Отличалась встроенным таксометром и мотором под 66-й бензин. Такой мотор имел индекс Д (дефорсированный) и имел 62 силы. Стандарт - 75. На экспорт шли 120-сильные моторы.

И наконец...

ТАДАААМ номер 2.



Кто-то говорил, что у нас не было конкурентов американским автомобилям. Ну чтож...

А вот это что? Встречайте, ГАЗ 23. Догонялка. V8 от ГАЗ 13 Чайка. 200 сил и около 450 момента. Трёхступенчатый автомат. Автомобиль жжёт резину только так. А динамика - около 9 до сотки. Не слабо, а? Максималка уходит к 200 км/ч. Причём за счёт большого веса авто идёт не напряжно.



Обратите внимание, внешне автомобили отличить невозможно. Даже выхлопная труба одна (сведены в У-pipe) от двух коллекторов. Единственное, как хоть как-то можно отличить авто, вот. Даже не знаю, как это назвать :) Сделано это специально, чтобы шпиёны не прознали, что за ними следят. Кстати, именно поэтому жигули с РПД имели сзади барабанные тормоза.

3) ГАЗ 24.

Автомобиль пользовался феноменальной популярностью в странах западной европы! Очень большой, очень быстрый (около 190 максималка), достаточно динамичный, неочень прожорливый, и притом идеально проходил по налогам. Мощность экспортных моторов снизили до 99 сил, добавив тяговитости. Автомобиль не потерял в динамике. Наоборот, так как мотор нижневальный, он стал даже лучше разгоняться.



Феноменально красивый автомобиль! И, кстати, в Европе его ещё любили за потрясающую надёжность и плавность хода.





Кстати, 24 Волги имели оглушительный успех в кольцевых гонках.






ГАЗ 24-02 брали очень многие для большой семьи. Если надо было перевезти большой груз, второй и третий ряды складывался и образовывался ровный пол с направляющими. Кстати, ГАЗ 24-02 был признан в 1972 году самым стильным универсалом в европе.

"Горячая" Волга были и с индексом 24. Всё та же начинка, но назывался автомобиль теперь ГАЗ 24-24. Конкретно на фото - ГАЗ 24-34, основой для которой поступила более поздняя ГАЗ 24-10. Но суть одна.



И наконец... то, чего вы наверняка никогда не видели. ГАЗ 24-95!


Созданный специально для Леонида Ильича Брежнева, автомобиль таки разошёлся количеством в 6-10 штук. Стоит в нескольких музеях. Имеется у моего хорошего друга :)

И нацонец...

4) ГАЗ 12 "ЗИМ"



Впринципе, ничего необычного. Если бы не одно НО. Первый в мире безрамный автомобиль! Это первый в мире автомобиль с несущим кузовом понтонного типа. Кстати, в своё время ЗИМы использовались в качестве такси и санитарок. Для сравнения, в Европе этим занимались дешёвые и низкакачественные авто.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment