Виктор Зубков почти мгновенно с нуля создает рабочую систему, уже через четыре месяца в июне 2002 года в интервью «Российской Бизнес Газете» он заявляет:«Без ложной скромности скажу, что сделано уже много. Вы правильно сказали, мы работаем чуть больше четырех месяцев, и за это время сделали то, на что у некоторых стран ушли целые годы. Создали комитет, набрали высокопрофессиональных людей, и сразу же пошли сообщения о подозрительных операциях из банков и других кредитных и некредитных организаций. Мы обрабатываем такую информацию, проверяем, анализируем, и если наши подозрения подтверждаются - направляем в правоохранительные органы. Уже заведено несколько уголовных дел. Кроме того, налажены тесные отношения с Центральным банком, с которым мы подписали соглашение о сотрудничестве. Центробанк контролирует коммерческие банки на выполнение закона о борьбе с отмыванием преступных доходов. А банки передают информацию о сомнительных переводах в КФМ, и делают это они вполне охотно, потому что, покрывая своих подозрительных клиентов, рискуют, в первую очередь, подставить самих себя.
Совместно с Центробанком нами создана рабочая группа, специалисты которой постоянно работают над тем, как усовершенствовать систему выявления "грязных" финансовых потоков. Также разрабатывается координационный план совместной работы и с правоохранительными органами. В рамках Главного управления МВД по борьбе с экономическими преступлениями создается подразделение, которое будет наделено оперативно-розыскными функциями. Мы уже ведем активные переговоры с его руководством о формах нашего будущего сотрудничества.
По этому поводу я встречался и с министром, и с начальником Главного управления МВД. Мы планируем работать в тесном контакте с этой структурой, как только она будет создана и приступит к работе. Известно, что Россия была внесена в "черные" списки таких международных финансовых организаций, как FATF, ОЭСР именно потому, что у нас не было системы борьбы с отмыванием "грязных" денег. Сейчас в этом отношении все поменялось кардинальным образом»[1] Прошло четыре месяца, а Зубков уже сделал необходимое, для исключения России из черного списка FATF, даже больше – все готово, чтобы Россия стала ее полноправным членом: «5 июня КФМ России уже стал членом международной группы "Эгмонт". Вступление в "Эгмонт" позволяет России принимать участие в решении задач, стоящих перед финансовыми разведками цивилизованного мира. Теперь Россия готова вступить и в FATF, однако одно из требований вступления того или иного государства в эту организацию предполагает соответствие этого государства требованиям, указанным в рекомендациях FATF. Поэтому сначала мы добьемся исключения России из черного списка, а затем поставим вопрос о сроках вступления ее в FATF» [2] В декабре 2002 года Зубков отчитывается об успешном выполнение возложенных на него задач:
«Наш комитет - совершенно новая структура, которую мы начали формировать в России с нуля. А сегодня у нас уже достаточно большой коллектив людей, выстроена вся система управления, разработана вся необходимая нормативно-правовая база. Конечно, это все рутинная работа. Но благодаря ей мы можем сегодня говорить о том, что в стране создана и довольно успешно функционирует система противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем <…> Пожалуй, главный показатель нашей работы не в цифрах. А в том, что в октябре Россию исключили из "черного списка" ФАТФ, куда она была занесена в 2000 году. <…> Мы тесно взаимодействуем со многими ведомствами, как финансовыми, так и силовыми. Но при этом мы достаточно независимы. Что обусловлено еще и тем, что по указу президента мы являемся координирующим органом в России в части противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем. Кстати, ни в одной стране мира финансовая разведка не имеет такого высокого статуса» [3] Но Зубков не такой человек, чтобы останавливаться на достигнутом, став полноправным членом FATF он добивается уважение своей службы в глазах международных партнеров: «Более того, мы были приняты в ФАТФ и международные организации, которые занимаются противодействием отмыванию преступных доходов. Это позволило снять все вопросы к России. В декабре прошлого года на заседании министров финансов стран «восьмерки» усилия России в этом направлении были оценены положительно» [4] И сразу же Зубков намечает следующую ступень, инициирует создание ЕАГ (Евразийской Группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма), куда помимо стран СНГ вошел Китай, именно Россия становится ее локомотивом: «ЕАГ приступила к подготовке проведения взаимных оценок стран-членов, которые начнутся в 2006 году, и обучению экспертов, которые будут в них участвовать. Первые семинары с участием экспертов России, стран-наблюдателей в ЕАГ и международных организаций прошли в сентябре 2005 года и в марте текущего года. Благодаря техническому содействию, оказываемому в рамках ЕАГ, в странах Центральной Азии и в Китае в сжатые сроки разрабатываются и принимается соответствующее законодательство и создаются подразделения финансовой разведки. По результатам проведенных исследований в мае 2006 года издан первый сборник типичных методов и схем, используемых при отмывании денег и финансировании терроризма. В целях обеспечения участия Российской Федерации в деятельности ЕАГ в конце 2005 года был создан Международный учебно-методический центр финансового мониторинга. Центр уже стал базой обучения кадров для государств - участников ЕАГ. В нем проводятся исследовательские и оценочные мероприятия в области противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, ведется обучение специалистов, разрабатываются учебно-методические пособия» [5] За 5 лет от страны изгоя к законодателю мод по борьбе «черными» деньгами – это действительно рывок.
«Кстати, у меня был в прошлом году мой коллега из американской финансовой разведки, очень сильной. Когда он посмотрел на работу РФМ, то сказал: "Мы только можем об этом мечтать". Наша служба создана в ноябре 2001 г., и мы взяли самое лучшее, что у них было. А там с 1990-го года в организации работы мало что изменилось. Например, Росфинмониторинг получает 100% информации в электронном виде, а наши коллеги из США - половину, но этот не главное. Главное, что мы не только получаем информацию от кредитных и некредитных организаций, но и проводим финансовые расследования, доводя их материалы до правоохранительных органов, а при особо крупных объемах отмываемых денег сопровождаем эти дела» [6]
Кто владеет информацией, тот владеет миром
Самая старшая карта не король, а туз, что он обозначает? Деньги. РосФинМониторинг – это структура, которая отслеживает денежные потоки, Зубков, это человек, в руках которого были сосредоточены две главные вещи нашего времени: деньги и информация. В отличие от других структур с похожими функциями финансовая разведка получает данные о денежных потоках можно сказать в реальном масштабе времени, ежедневно. Финансовая система страны, это невообразимый массив информации, даже в маленькой фирмочке вы увидите забитые разнообразными документами шкафы, разобраться в их сути не тривиальная задача, но это капля в океане финансовых потоков.
Зубков новатор, он один из первых и немногих чиновников решил брать не количеством, а качеством. Он решил создать автоматическую систему анализа поступающих данных, для чего были привлечены технические специалисты, на вооружение был взят супер-компьютер:
«Особое внимание уделяется анализу поставляемой информации. По этому вопросу ведется постоянная работа с Банком России, Ассоциацией российских банков, Ассоциацией региональных банков России. В результате этой работы количество ошибок в 2006 г. по сравнению с 2004 г. сократилось более чем в 2 раза.
Увеличение объема и формата поступающей информации потребовало провести модернизацию всего программного обеспечения для приема, проверки и обработки сообщений от финансовых организаций <…> Все эти меры позволили с аккумулировать в Федеральной базе данных более 6,3 млн. сведений об операциях, подлежащих контролю» [7]
В 2006 году объем прошедшие через РосФинМониторинг данные, поражают воображение: «Так к середине 2006 г. федеральная база данных увеличилась почти в 2 раза по сравнению с 2004 г. Росфинмониторинг получил боле 3 млн. сообщений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в том числе около 1,6 млн. сообщений - об операциях, выделенных самими финансовыми организациями как подозрительные» [7] Это дало положительный эффект, в течение 2006 года Росфинмониторинг направил в правоохранительные органы более 3 тысяч материалов, касающихся отмывания денежных средств в России. Общая сумма по этим делам составляет триллион рублей. Около половины из них с уголовной и судебной перспективой, но структура Зубкова способна обрабатывать и еще больший поток информации: «Вообще избыточной информации для нас быть не может, от кого бы мы ее ни получали - от банков, от риэлтеров, от нотариусов, от зарубежных коллег. Даже, если ее основной массив - не криминальный, это не значит, что мы не должны ее исследовать» [8]
Задачи на перспективу
Виктор Зубков, как Владимир Путин, человек, которым работает на перспективу, решая задачи сегодняшнего дня он не забывает о завтрашнем дне: «В прошлом году Президентом России была утверждена Концепция национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Она рассчитана до 2010 года. В рамках этой концепции создана межведомственная комиссия из 12 министерств и ведомств и Центробанка. Генпрокуратура является здесь наблюдателем. Работу этой комиссии поручено возглавить мне, как руководителю Росфинмониторинга. Имеются уже сегодня планы реализации концепции и определены основные направления работы на 2006 год и до 2010 года. В этом направлении, в рамках этой концепции и будет выстраиваться вся работа в России по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Конечно, здесь опять требуется поддержка и Президента, и Правительства, и Федерального Собрания. Видимо, будет приниматься закон о коррупции, и ратифицирована обновленная Варшавская конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, аресте и конфискации доходов от преступной деятельности. Эти документы, я думаю, потребуют внести изменения и дополнения и в наш базовый закон, и в Гражданский кодекс и в Уголовный кодекс. Возможно, наши законодатели сочтут желательным участие Росфинмониторинга в работе над этими изменениями. Мы готовы к этому. Сегодня наша служба очень хорошо вооружена технически, и мы вполне можем решать не только вопросы, связанные с контролем за финансовыми потоками, с отмыванием преступных доходов, но и с противодействием финансированию терроризма. Не исключаю, что законодатели предоставят нашей службе какие-то дополнительные функции, в частности по контролю за доходами VIP-персон. Мы готовы к решению таких задач»[9] Две главные задачи, которые нужно решить:
«Во-первых, окончательно разобраться с фирмами-однодневками. Очень просто и незатейливо: замораживанием на 45 суток счетов попавших под подозрение компаний. Уверен, что никто за этими деньгами не придет. И они попадут в бюджет.
Во-вторых, все наши фискальные беды - от «колоссального объема наличных денег в России». требуется разработать четкую программу сокращения «налички» [10]
Штрихи к портрету
С августа 1958 по август 1960 г. работал слесарем Мончегорского ремонтно-технического завода, рудника "Ниттис-Кумужье" комбината "Североникель".Потом поступил в институт, по окончанию прошел срочную службу в ВС СССР, член КПСС с 1967 года.
В 1967-85 гг. - работал в совхозах Ленинградской области (в 1967году - управляющий отделением совхоза "Красная славянка" Гатчинского района Ленинградской области; в 1970 году - директор совхоза "Раздолье"; в 1982-85 гг. - генеральный директор объединения совхозов "Первомайское" Приозерского района Ленобласти).
С 1985 по 1991 г. работал в советских и партийных органах Ленинградской области: председателем Приозерского горисполкома (1985), первым секретарем Приозерского горкома партии Ленинградской области и заведующим отделом сельского хозяйства и пищевой промышленности и аграрным отделом обкома партии (1986-89), первым заместителем председателя Леноблисполкома (1989-91; председатель - Юрий Яров).
С января 1992 по ноябрь 1993 - заместитель председателя Комитета по внешним связям (КВС) мэрии Санкт-Петербурга по сельскому хозяйству (председатель КВС - Владимир Путин). По слухам, помог В.Путину, Виктору Черкесову и Николаю Патрушеву приобрести дачные участки в Приозерском районе Ленобласти ("Профиль", 26 января 2004). Там же приобрели участки Владимир Смирнов, Юрий Ковальчук, Владимир Якунин, Андрей Фурсенко и др. (будущий дачный кооператив "Озеро"). [11] Именно с 1992 года начинается его тесная работа с Владимиром Путиным. Компромат РУ рассказывает о семейных связях «питерской» команды, оказывается Виктор Зубков является тестем Анатолия Сердюкова (министра обороны) [12] «К сожалению, у нас в отличие от других стран еще нет закона, обязывающего всех чиновников при крупных тратах сообщать о происхождении денег. Поэтому такой закон должен быть обязательно принят. Хотя и сегодня декларации о доходах чиновники обязаны ежегодно представлять в налоговые органы» [13] - судя по этим словам, Зубков возьмется как следует за чиновников, о необходимости создании антикоррупционного ведомства, которое бы на постоянной основе занималось бы проблемой коррупции он заявил в своей программной речи в качестве кандидата на пост премьера в Думе. Судя по всему, Зубков человек упорный: «Задача финразведки - распутать этот клубок, найти ушедшие деньги. И если они ушли сегодня, это не значит, что мы не найдем их завтра. Мы будем искать их до тех пор, пока не дойдем до конца «клубка» [8]
Зубков считает, что количество иммигрантов нужно сильно ограничить и признает, что в основном это источник криминальной опасности:
«Возьмите граждан Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, любого человека, который находится в России на нелегальном положении. Их "цепляют" где угодно - на стройке, на рынке. По их паспортам открывают, например, кредитные счета пластиковых карт. <…> Деньги, как правило, уходят в страны СНГ, а там либо нет финансовых разведок, либо они по ряду причин пока работают не очень эффективно. Поэтому сегодня для России особенно важно навести порядок в миграционных потоках. А работодатели, которые, используют труд нелегалов, должны платить крупные штрафы» [8]
На правозащитников он тоже смотрит с подозрением: «Мы ничем в этом плане не отличаемся от других стран, в том числе и от Америки. Америка проводит такую работу, исследует эти все религиозно направленные организации - и мы тоже. У нас специально управление создано для этого» [6]
Более того, считает процессы наблюдение за ними абсолютно нормальными:
«Российский закон о некоммерческих организациях (НКО) полностью соответствует рекомендациям FATF» По его словам, восьмая рекомендация FATF полностью посвящена контролю за некоммерческими организациями. FATF рекомендует странам-членам должным образом проанализировать законодательные акты, связанные с регулированием деятельности НКО, обеспечить им особое внимание, в том числе контроль финансовых потоков. [14] Не исключено, что по делу «Юкоса» и «Руснефти» Зубков сыграл активную роль, во всяком случае его отношение к т.н. олигархам мягко говоря не положительное:
«И все это нельзя откладывать, потому что преступный мир постоянно в развитии, в движении. Те схемы, которые они разрабатывают у нас и за рубежом, придумывают очень неглупые, подготовленные людьми. Они, видимо, сами были банкирами, строили "пирамиды" и т.д. А кто у нас занимался финансовыми расследованиями пять лет назад, когда "уводились" десятки, сотни миллиардов долларов за рубеж? Никто. Не было в России финансовой разведки. Конечно, если бы ее создали лет 15 назад, то, наверное, сегодня многие вопросы вы бы просто мне не задавали <…> Скорее всего, олигархов в России было бы гораздо меньше»[8]
Можно констатировать: Виктор Зубков преемник курса Владимира Путина, а станет ли он следующим президентом – зависит от нас. Сегодня же государственная Дума большинством в 381 голос одобрила его кандидатуру на пост премьер-министра, надеюсь, что новый премьер, как это ему раньше ни раз удавалось, совершит рывок в развитии нашей Родины.
[1] Российская Бизнес-газета 18.06.2002 Россия приняла все меры для эффективной борьбы с отмыванием преступных доходов, считает Виктор Зубков
[2] Коммерсантъ 18.06.2002 Виктор Зубков: "Россия готова вступить в FATF"
[3] Время MN 24.12.2002 Штирлицы финансовогофронта
[4] Радио России 25.05.2006 Интервью В.А.Зубкова радиостанции "Радио России"
[5] Валовой внутренний продукт 23.06.2006 Борьба с "грязными" деньгами
[6] Ведомости 12.09.2006 Виктор Зубков: "Отзыв лицензий - крайняя мера"
[7] Финансы 02.09.2006 Система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма эффективно действует
[8] Российская газета 31.10.2006 По следу "грязных" денег
[9] Финансовый контроль 11.07.2006 Как Россия вышла из «черного списка» ФАТФ?
[10] Время новостей 1.12.05
[11] Антикомпромат РУ ЗУБКОВ Виктор Алексеевич
[12] Компромат РУ "Околокремлевские" семьи
[13] Трибуна 23.12.2005 Разведка денежных потоков
[14] ИНТЕРФАКС-АФИ 27.03.06